«Петербургское Эхо» 91,5 FM 13 октября, 17:45 Программа «Де-юре»

   Уже довольно давно налоговые органы проверяют «чистоту» контрагентов, в связи с чем в 2006 году ВАС РФ определил в Постановлении Пленума от 12.10.2006 №53 критерии отличия обоснованной налоговой выгоды от необоснованной. Как правило, налогоплательщик узнает из актов налоговых проверок и решений о том, что его контрагент не сдает отчетность, не платит налоги, лица, указанные в качестве директоров отрицают подписание документов, организации не находится по юридическому адресу и прочее. Совокупность данных фактов о контрагенте позволяет контролирующим органам утверждать, что организации и предприниматели осознанно привлекают данных контрагентов с целью уменьшения налогового бремени.



   Возникает вопрос: почему же организация, которая соблюдает требования налогового законодательства, несет такие  риски и вынуждена отвечать за действия своих контрагентов?



    Здесь необходимо учитывать, что налоговым законодательством, в том числе и судебной практикой закреплена презумпция добросовестности налогоплательщика. То есть, чтобы привлечь к ответственности налогоплательщика за наличие среди его контрагентов тех, которые не исполняют свои налоговые обязательства, необходимо доказать, что налогоплательщик сознательно (с умыслом) с целью уменьшить таким образом свои налоговые обязательства привлек данные организации. Однако на практике налогоплательщик вынужден доказывать, что он является добросовестным. Здесь можно сказать, что в сфере налоговых правоотношений организации и предприниматели должны уже на этапе выбора контрагента проверить его «чистоту» (добросовестность).


    В определении ВАС РФ от 19.04.2010 №ВАС-3940/10 очень емко сформулирован следующий принцип, который должны помнить организации и предприниматели: при выборе контрагента необходимо оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, наличие у контрагента ресурсов для исполнения сделки, платежеспособность контрагента и прочее.



А каким образом налогоплательщик может проверить своего контрагента, чтобы избежать негативных последствий в виде доначисления налогов, пеней и штрафов?



    Средств достаточно много: например, запросить у контрагента его учредительные документы, последнюю отчетность в налоговые органы, сверку платежей в бюджет; получить выписку из ЕГРЮЛ; собрать сведения, доступные в сети «Интернет»; на сайте ФНС можно проверить не входит ли адрес компании в список адресов массовой регистрации, не находятся ли они в процессе ликвидации, обязательно проверить полномочия лица, подписывающего документы, то есть необходимо как можно больше собрать информации о лице, с которым планируется сделка.



Если все же контрагент оказался недобросовестным, есть ли шанс у налогоплательщика оспорить решения налоговых органов?



    Все зависит от конкретных обстоятельств сделки: например, ее реальный характер, наличие документов, подтверждающих движение товара, какие признаки недобросовестности контрагента выявлены и прочие обстоятельства.


    Судебная практика достаточна обширна и есть решения как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов.


    Следует отметить, что, как правило, решения в пользу налоговых органов принимаются в случае, если суд придет к выводу о нереальности хозяйственной операции, создании схемы уклонения от налогов, большое количество решений в пользу налоговых органов в случае, когда документы подписаны от имени лица, которое на момент сделки умерло.


    В любом случае, если налогоплательщик действовал разумно и не привлекал умышленно организации, уклоняющиеся от исполнения своих налоговых обязанностей, мы бы рекомендовали отстаивать свою позицию,  в том числе и в судебном порядке.



 Может ли активное сопротивление организации решению налогового органа повлечь дальнейшее пристальное внимание контролирующих органов, провоцировать постоянные проверки?



    Многие организации действительно полагают, что судебные споры могут навлечь «гнев» налоговых органов и налоговые проверки будут постоянно. Исходя из данного мнения, организации не оспаривают решения налоговых органов и в том случае, если налоговый орган заблуждался при его принятии.


    Однако необходимо помнить о том, что разработана концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, в которой установлены критерии для отбора организаций и предпринимателей в список выездных проверок.



    Надеюсь, после нашей беседы организации и предприниматели будут очень внимательно относиться к своим контрагентам и не бояться встреч с налоговыми органами.