Пленум Верховного суда РФ принял Постановление №2 от 10.02.2009, в котором систематизировал практику рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и дал рекомендации по применению законодательства.
В частности, как указывает Верховный суд, к решениям, которые могут быть обжалованы, следует относить акты, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление и порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций, при этом решения могут быть приняты как в устной, так и в письменной форме (в том числе в произвольной).
В свою очередь, к действиям следует относить такие волеизъявления, которые не облечены в форму решения, в частности, требования контрольных и надзорных органов, выраженные в устной форме. Под бездействием следует понимать неисполнение обязанности, возложенной на соответствующий орган или должностное лицо нормативными и иными актами, определяющими их полномочия, например, нерассмотрение обращения заявителя.
В указанном Постановлении ВС РФ чётко определил круг органов государственой власти и органов местного самоуправления, решения, действия и бездействие которых могут быть оспорены в соответствии с главой 25 ГПК РФ, а также установил, кого следует относить к должностным лицам, государственным и муниципальным служащим. ВС РФ отмечает, что в порядке главы 25 ГПК РФ также рассматриваются дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, которые не являются государственными органами и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями, а также дела об оспаривании решений и действий (бездействия) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих государственно-властные полномочия (сертификация, кадастровый учёт и т.п.)
ВС РФ определяет круг дел, которые не могут рассматриваться судами общей юрисдикции, в частности, это дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), затрагивающих интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела по оспариванию отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (данные дела подведомственны арбитражным судам).
Суды общей юрисдикции не вправе рассматривать в порядке главы 25 ГПК РФ дела, возникающие в связи с применением норма уголовного и уголовно-процессуального права, а также норм КоАП РФ. Однако они вправе рассматривать жалобы содержащихся под стражей или осуждённых к лишению свободы лиц на действия администрации соответствующего учреждения, связанные с ненадлежащими условиями содержания и применением мер дисциплинарного взыскания.
Не могут рассматриваться в порядке главы 25 ГПК РФ дела, связанные с нарушением избирательных прав, дела об оспаривании отказа во внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния, а также отказа в совершении нотариальных действий.
ВС РФ в указанном Постановлении определил, что в качестве заявителей по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) могут обращаться в суд также должностные лица и органы государственной власти и местного самоуправления, если такие решения, действия (бездействие) обязательны для исполнения ими и не связаны с осуществлением ими властных полномочий.
При рассмотрении судом дела выяснению подлежат следующие обстоятельства: - имелись ли полномочия на принятие решения, совершение действий (бездействия);
- соблюдён ли порядок принятия решения, совершения действия (бездействия);
- соответствует ли содержание решения, действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного акта.
При этом нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований является основанием для удовлетворения заявления. Следует особо отметить, что по делам данной категории суд не вправе утверждать мировое соглашение.