Новая жизнь аудита в России

01 января 2009 года вступил в силу новый закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Новый закон значительно изменил действующую систему регулирования аудиторской деятельности за счет отмены ее лицензирования, введения сообществом аудиторов механизмов самоконтроля, введения обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. Фактически законодатель в значительной степени отказался от государственного регулирования и контроля аудиторской деятельности, возложив эти функции на саморегулируемые организации.
Законом разделяются понятия аудита и аудиторской деятельности (ранее эти понятия были практически идентичны), устанавливается, что аудиторская деятельность включает в себя аудит и сопутствующие ему услуги. Впервые дается понятие кодекса профессиональной этики аудиторов. Устанавливается, что в области аудиторской деятельности действуют единые для всех стандарты, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.
Важным нововведением закона является отмена лицензирования аудиторской деятельности (действующие лицензии действуют до 01.01.2010). Обязательным требованием для осуществления аудиторской деятельности с 01.01.2010 является членство с саморегулируемой организации.
Законом подробно регулируется порядок приобретения и прекращения членства в саморегулируемой организации, что создает дополнительные требования к участникам аудиторской деятельности, некоторые из которых неоднозначно приняты аудиторами. Так, например, для членства аудиторской организации необходимо, что бы доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, была не менее 51 процента, что на сегодняшний день не всегда соответствует фактическому положению. Большую критику со стороны аудиторов вызывает требование о подтверждении при вступлении в организацию безупречной деловой репутации аудитора рекомендациями не менее трех независимых аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций. С учетом того, что законодательство даже не содержит определения понятия «безупречной деловой репутации», ее подтверждение может быть затруднительно.
Важными для потребителей аудиторских услуг гарантиями, вводимыми новым законом является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого его члена перед потребителями посредством формирования компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов. Для повышения качества аудиторских услуг предусматривается введение единого квалификационного аттестата аудитора (с 01.01.2011), который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики. Законом предусмотрено введение единого квалификационного экзамена, что обеспечит единый подход к установлению профессионального уровня аудиторов.
Государственное регулирование аудиторской деятельности будет осуществляться уполномоченным государственным органом, к функциям которого отнесены разработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, ее нормативно-правовое регулирование, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций и ряд других. Кроме того изменены функции Совета по аудиторской деятельности, который фактически становится органом общественного надзора за аудиторской деятельностью.
Следует отметить, что наибольшей сложностью, связанной с введением нового закона, представляется реализация его требований в течение одного года. С учетом того, что законодатель значительно изменил свой подход к регулированию аудиторской деятельности, времени для выполнения всех предусмотренных законом требований может не хватить.