Проблема качественного управления многоквартирным домом – одна из наиболее острых и нерешённых в сфере ЖКХ. С каждым месяцем число жалоб от недовольных жильцов растёт. Если мы посмотрим статистику Жилищной инспекции, то увидим, что только за сентябрь от граждан поступило 2352 обращения. Из них по вопросу завышения квартплаты – 706 жалоб; неудовлетворительного санитарного содержания дома и территорий – 403; нарушения правил управления многоквартирными домами – 351. Наибольшее количество недовольных за минувший месяц оказалось в Невском, Центральном, Выборгском, Красногвардейском и Приморском районах. При этом далеко не все жалобы удаётся устранить простым предписанием, поэтому количество судебных исков тоже растёт.
Чаще всего жильцы обращаются в суд, когда управляющая компания выставляет необоснованно завышенные счета по квартплате, а куда уходят деньги, у собственников при этом нет понимания. Наиболее частые иски приходят от собственников жилья по оспариванию результата общих собраний. А к юристам, как правило, идут, когда есть основания полагать, что УК ведёт неправомерную деятельность. Безусловно, обращаться в суд стоит в случае, если УК не исполняет взятых на себя по договору обязательств и жалобы в администрацию компании не приносят результатов. Ещё один повод: когда нарушаются права собственников, не предоставляются (или поставляются некачественно, не в полном объёме) коммунальные услуги.
Предлагаем вкратце рассмотреть, в каких случаях жалобы на УК обоснованны и что вообще нужно делать, когда назрела необходимость разбираться с нарушением прав жильцов многоквартирного дома?
Все правомерные претензии можно разделить на две группы. В первую входят случаи, когда УК не выполняет надлежащим образом свои обязательства по содержанию дома: не производится текущий ремонт, уборка и т.п. Вторая группа жалоб, когда УК выставляет необоснованные счета за содержание дома и коммунальные услуги – завышенные тарифы либо статьи расходов, не относящиеся к содержанию дома. Одно из самых распространённых нарушений – оплата несуществующих услуг или зарплата председателю совета дома, которого собственники и не выбирали вовсе.
Основная задача УК – это содержание общего имущества дома и обеспечение жильцов коммунальными услугами. Cобственникампри этом нужно помнить, что решать многие вопросы УК не вправе без согласия общего собрания собственников помещений в доме: например, распоряжаться общим имуществом дома, в том числе использовать его в своих целях (размещать офис УК и т.п.).
Что можно сделать, чтобы пожаловаться на плохое обслуживание со стороны УК? Вариантов не так уж и много: либо в суд, либо в Государственную жилищную инспекцию, которая осуществляет надзор за деятельностью УК. Принять решение по вашей претензии надзорный орган обязан в течение одного месяца.
В ряде случаев обращаться в саму компанию, чтобы там самостоятельно исправили нарушения, практически бесполезно. Если УК плохо выполняет свои обязательства, единственный эффективный способ – провести общее собрание в доме и выбрать другую управляющую компанию. Также имеет смысл через суд взыскивать с УК убытки, если они ею причинены. Если УК незаконно (то есть без веских оснований и предварительных уведомлений) отключает квартиру или помещение от электро-, водо-, газо-, теплоснабжения, то это повод, во-первых, обратиться в суд с требованием восстановить подачу энергоресурса, а во-вторых, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении (статья 215.1 УК РФ).
Если в суде доказана халатность УК, санкции могут быть различны. Во многом это зависит от того, какое допущено нарушение. Нерадивого управляющего могут обязать совершить определённые действия и возместить убытки, а могут привлечь к административной и уголовной ответственности. Если же говорить о судебных расходах, тут каждый раз вопрос компенсаций решается индивидуально, но обычно сумма измеряется в десятках тысяч рублей.
Рекомендации Адвокатского бюро «ФРЕММ» по порядку подачи жалоб:
1. Документы, которые должны быть приложены к исковому заявлению в суд, указаны в статье 132 ГПК РФ: копии заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц, документ, подтверждающий уплату госпошлины, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и т.д.
2. К жалобе в другие инстанции имеет смысл прикладывать документы, подтверждающие те нарушения, на которые указано в жалобе. Универсального перечня нет. В каждом случае всё индивидуально, это зависит от конкретного нарушения и от характера претензии.
3. Жалоба может быть подана как одним из жильцов, так и совместно несколькими собственниками помещений.
Материал опубликован в «Недвижимость и строительство Петербурга» http://nsp.ru/zhk/advices/21