Госдума РФ 20.07.2017 г. приняла в окончательном, третьем, чтении проект ФЗ № 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования наследственного права).
Главным нововведением является институт наследственного фонда. В ГК РФ включены положения, регламентирующие порядок создания, управления и использования наследственного фонда, расширение полномочий по завещанию душеприказчика (душеприказчиком может быть назначено юридическое лицо), конкретизирующие порядок доверительного управления наследством, уточняющие правила о завещательном возложении. В последнем чтении законопроект (в отличие от законопроекта в первом и втором чтении) был дополнен положениями, подробно регулирующими порядок создания и работы такого специального фонда.
Наследственный фонд – специальный фонд, создаваемый во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.
Законом определены:
- права, обязанности и порядок действий нотариуса при создании наследственного фонда, наследников при создании наследственного фонда;
- порядок и условия управления наследственным фондом;
- порядок формирования имущества наследственного фонда;
- порядок ликвидации наследственного фонда;
- права выгодоприобретателя наследственного фонда;
- требования к содержанию завещания, предусматривающего создание наследственного фонда;
- права наследника, имеющего право на обязательную долю и являющегося выгодоприобретателем наследственного фонда;
- конкретизированы положения о доверительном управлении наследственным имуществом.
В процессе доработки указанного законопроекта, начиная с 2015 года в предыдущие два чтения законопроекта были внесены изменения и некоторые ограничения. Например, в отношении круга лиц, которые не могут быть выгодоприобретателями наследственного фонда. В предыдущих чтениях к выгодоприобретателям были отнесены все юридические лица, в окончательно принятом варианте закона из круга таких лиц исключены коммерческие организации.
Ранее эксперты высказались против принятия ряда норм, вошедших в текст в первоначальном варианте законопроекта. Так, в первоначальном варианте законопроекта предполагалось условие по созданию таких фондов при жизни завещателя, в уже принятом законе - создание фонда возможно только после смерти гражданина, предусмотревшего в своем завещании создание такого фонда, соответственно ранее документы по наследственному фонду (Устав и условия управления фондом) могли быть изменены при жизни завещателя, согласно принятому закону – не могут быть изменены после его создания (фонд создается только после смерти гражданина), кроме как по решению суда в случаях, когда функционирование фонда становится невозможным. Также подверглась критике и не вошла в закон норма (вошедшая в текст в первоначальном варианте законопроекта), согласно которой учредителем фонда (если о его создании просил в завещании умерший) выступает нотариус, ввиду того, что нотариус не может выполнять функции представителя наследодателя.
Также ввиду отсутствия четкого механизма регулирования и ясности в правовых последствиях предложенные ранее нормы о совместном завещании и наследственном договоре не получили одобрения и отражения в окончательно принятом варианте закона.
Очевидно, что введенные понятия о наследственном фонде как инструменте сохранения наследства и его применение на практике гражданами РФ не получит широкого распространения. Данный закон, предусматривающий создание таких специальных фондов будет необходим лицам, владеющим бизнесом в целях его дальнейшего сохранения и функционирования.
Основными преимуществами создания и функционирования такого фонда является защита кредиторов наследодателя, защита прав наследников, а также возможность сохранить бизнес до момента вступления в наследство.
Тем не менее законом остался не урегулирован ряд моментов: не учтена необходимость внесения изменений в ряд нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций (ФЗ «О некоммерческих организациях»), ввиду чего могут возникнуть противоречия в порядке регулирования деятельности наследственного фонда. Также в правоприменительной практике могут возникнуть вопросы в процессе взаимодействия нотариуса и уполномоченного государственного органа при осуществлении регистрационных действий.
Дополнительно законом закреплено, что завещание каждого из супругов нотариус вправе удостоверить в присутствии обоих супругов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2018 г. (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки).