ЦБ РФ выпустил методичку по блокировке «Клиент-банка» компаний

В результате осуществления надзорной деятельности Банком России выявляются кредитные организации, обслуживающие клиентов - юридических лиц, по банковским счетам которых продолжительное время (в среднем 3 месяца) не проводятся операции, включая операции по зачислению денежных средств, либо проводятся в незначительных объемах.

 
Если на протяжении последних трех месяцев движений по счету у компании не было, либо суммы были незначительными, а затем операций стало много (в том числе сомнительных), возможна блокировка «Клиент-Банка». 
 
Такую меру по выявлению недобросовестных клиентов предложил сам Центробанк России (Методические рекомендации Центрального банка РФ о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 13 апреля 2016 года № 10-МР).
 
Блокировка «Клиент-Банка» коснется не всех. Если банки получат от клиентов удовлетворительные объяснения, этим все и ограничится. В противном случае кредитные учреждения будут сами собирать досье про закрытые из-за сомнительных операций счета.
 
Например:
Привлечь внимание может такая ситуация. Клиент погашает только аренду и коммуналку, нет других регулярных платежей, в том числе по налогам и взносам, и за месяц он списывает до 3 миллионов руб. А потом внезапно начинает активно использовать счет. Не понравится банку даже то, что учредитель, директор и бухгалтер предприятия – это один человек, а адрес компании ФНС считает массовым.
 
Чтобы разблокировать сервис, директору придется:
  • Лично явиться в банк;

- предоставить сведения о себе;

- предоставить сведения о компании;

- предоставить сведения о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах;

- предоставить сведения об удержанном в последнее время НДФЛ.

  • Придется объяснить, чем вызвана такая активность на счете, и показать новые договоры. 
  • Следует захватить с собой и платежки. 
  • Кроме того, потребуются объясняющие документы, почему клиент ранее неактивно использовал счет для налоговых и коммунальных платежей. Возможно, у него для этого есть счета в других банках.
 
Банк предоставит доступ к клиент-банку, если получит объяснения о том, почему компания начала активно использовать счет. Составить пояснения можно в свободной форме. А к нему приложить копии договоров, которые подтвердят необходимость платежей.
 
 
Информация представлена ТПП РФ