Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

C 1 января 2015 года (за исключением отдельных положений, которые вступают в силу 2 января 2016 года) вступает в силу Федеральный закон от 4 ноября 2014 года № 348-ФЗ, который регламентирует такое понятие как "налоговый контроль в форме налогового мониторинга".

Налоговый мониторинг  проводится, по заявлению организации-налогоплательщика, налоговым органом с целью правильности исчисления, полноты и своевременности исчисления налогов. Данная «опция» доступна пока только крупнейшим налогоплательщикам, а именно, подходящих под следующие условия:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
 
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
 
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
 
Данные взаимоотношения предполагают доступ налоговых органов к бухгалтерскому и налоговому учету налогоплательщиков на основании заключенного регламента взаимодействия.
 
Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа. Если в ходе процедуры выявлены расхождения между данными налоговой инспекции и данными налогоплательщика, налоговый орган сообщает организации об этом и просит представить документы для проверки. В случае вывления ошибок в исчислении и уплате налогов налоговый орган обязан составить мотивированное мнение, которое  отражает его позицию по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, и направить его в организацию. 
 
Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации. При согласии с позицией налоговиков, организация уведомляет об этом инспекцию. Если налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа, то разногласия разрешаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.