24.07.2007 был подписан Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

В соответствии с указанным законом государственный кадастр недвижимости будет входить в состав единой информационной системы, наряду с Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Этим, в частности, обусловлено появление в кадастре недвижимости сведений о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав, а также сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также в государственном кадастре недвижимости будет содержаться почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

В Федеральном законе № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» нашло свое продолжение и нововведение Жилищного кодекса РФ, связанное с признанием комнаты в качестве самостоятельного объекта жилищных прав. В частности, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде жилого помещения (комната, квартира) и сведения о кадастровом номере квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната. Таким образом, с момента введения закона в действие квартирам должны быть присвоены кадастровые номера.

Сведения государственного кадастра недвижимости являются общедоступными (за некоторым исключением). Законом предусмотрено ведение кадастровых карт, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».

Законом предусмотрено получение информации из государственного кадастра недвижимости в нескольких формах. Наиболее значимыми для использования в обороте являются следующие:

- Кадастровая выписка об объекте недвижимости, которая представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.

- Кадастровый паспорт объекта недвижимости, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок, предоставляются в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок не может превышать пятнадцать или тридцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.

За предоставление кадастровых сведений должна уплачиваться государственная пошлина.

Также законом установлено, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

В то же время у органа, осуществляющего кадастровый учет, существует возможность, получив в порядке информационного взаимодействия с иными органами информацию об изменении характеристик объекта недвижимости, внести соответствующие изменения в кадастр недвижимости. Собственник объекта уведомляется о произведенных изменениях.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете. За постановку на учет объекта недвижимости уплачивается государственная пошлина.

Одним из нововведений закона является установление требования об обязательном нотариальном удостоверении доверенности представителя лица, обращающегося за проведением кадастрового учета.

Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Подлинность подписи заявителя или его представителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично. Если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или электронной цифровой подписью его представителя.

Аналогично закон предусматривает возможность отправки документов кадастрового учета государственным органом заявителю или его представителю по почте с уведомлением о вручении.

К интересным особенностям принятого закона можно отнести и установление временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений при постановке на учет объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости, а также при постановке на учет земельного участка. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Законом установлены такие основания отказа в кадастровом учете земельного участка, как отсутствия обеспечения доступа к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, а также образование участка в результате преобразования земельного участка и отсутствие обеспечения доступа к последнему (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, в связи с этим преобразованием.

При согласовании границ земельных участков заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения других границ не принадлежащего ему земельного участка или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Одной из важнейших новелл принятого закона следует признать положение о том, что кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, выдаваемый по итогам квалификационного экзамена. Все кадастровые инженеры включаются в государственный реестр кадастровых инженеров.

Деятельность кадастровых инженеров может осуществляться в следующих формах:

- В качестве индивидуального предпринимателя;

- В качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом. При этом договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.

В заключение следует отметить, что основные положения закона вступят в силу с 01.03.2008.

При этом до 01.01.2010 устанавливается переходный период применения закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период полномочия по установлению порядка государственного учета объектов недвижимости переходят к Правительству РФ, а если оно не установит специальный порядок осуществления такого учета, то сохранится правовое регулирование, действовавшее на 01.03.2008. В этот период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, будут выдавать кадастровые паспорта объектов недвижимости.

Срок вступления в силу полномочий кадастровых инженеров установлен законом в зависимости от вида объектов недвижимости. Так, в отношении земельных участков кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность с 01.03.2008. При этом до 01.01.2011 такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству.

В свою очередь в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства до 01.01.2010, если иное не установлено Правительством РФ, кадастровая деятельность не осуществляется и подготовка документов, необходимых для осуществления государственного учета данных объектов недвижимости в соответствии с ранее установленным порядком осуществления такого учета, проводится в соответствии с правилами, установленными на день вступления в силу закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.

Если иное не установлено Правительством РФ, кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 01.01.2010. При этом с 01.01.2010 и до 01.01.2011 эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31.12.2009 имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

Также стоит отметить, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.