C 09.01.2017 г вступил в силу весьма лаконичный, но стоящий внимания Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 497-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому вносить изменения в Гражданский кодекс, приостанавливать или признавать утратившими силу его отдельные нормы станет возможным только с помощью отдельных нормативных актов.
Таким образом, маскировать поправки именно к Гражданскому Кодексу и включать нормы об изменениях в Кодексе в сводный закон "о внесении изменений в отдельные законодательные акты" законодатель больше не сможет.
Примечательно, что эти правила включены непосредственно в сам Кодекс дополнением статьи 3, а не в регламент Госдумы или в Федеральный закон о принятии и вступлении в силу федеральных законов. Эту поправку депутаты Госдумы адресовали к исполнению сами себе, запретив принимать изменения в ГК РФ никак иначе, кроме как в форме отдельных законов.
До принятия закона основная трудность нахождения новелл к ГК РФ заключалась в том, что было довольно сложно отслеживать поток изменений в Гражданский кодекс, потому как это были абстрактные «изменения в отдельные законодательные акты», текст которых мог содержать как существенные, так и не существенные поправки и не только к ГК.
Теперь с принятием настоящего закона распознать изменения в ГК РФ среди других поправок юристам будет проще по названиям документов, из которых видно, что проект (далее принятый закон) посвящен изменениям именно ГК РФ. Новые положения, которые изменяют, приостанавливают действие или признают утратившими силу нормы ГК РФ, не будут смешиваться с поправками к другим законам. Отдельными законами изменения вносятся и в Налоговый Кодекс РФ.
Если говорить о последствиях нарушения установленного правила, то остается открытым вопрос: если после вступления в силу Федерального закона депутаты забудутся и опять примут закон о внесении изменений в ГК РФ не отдельным законом, будет ли такой закон действовать или его можно признать противоречащим пункту 2.1 ст.3 ГК РФ?