Специальная оценка условий труда. Аттестации рабочих мест теперь не избежать.

1 января 2014 года в силу вступил Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", который пришел на смену Приказу Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

 
В соответствии с новым законом, работодатель через специализированную аттестованную организацию обязан провести специальную оценку условий труда на соответствие их государственным нормам. 
 
Аттестации должно подлежать абсолютно каждое рабочее место, независимо от того, производственное ли это предприятие или офис. Специальную оценку условий труда не проводят в отношении надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физическими лицами, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
 
С 2012 г. введена форма отчетности в ФСС, которая дополнена таблицами с данными об аттестации рабочих мест и обязательных медосмотрах работников. Таким образом,  работодатель сам сообщает о не проведенной аттестации в контролирующие органы.
 
По результатам проведения оценки работодатель вправе помимо проведения мер по улучшению условий труда работников, претендовать на скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Работодатель обязан по окончании процедуры оценки условий труда, подать декларацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Данный орган ведет соответствующий реестр деклараций. В случае, если в течении срока действия декларации, с работником произошел несчастный случай на производстве или было выявлено профессиональное заболевание, то данное рабочее место подлежит внеплановой оценке.
 
Специальная оценка условий труда проводится не реже, чем один раз в пять лет. Но, если в организации организуются новые рабочие места или меняется технологический процесс, то оценку следует провести повторно в соответствии с данным законом. 
 
 
За нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ):
 
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; 
-  наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; 
-  наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.