Упрощение процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

   Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2013 года № 317-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым предлагается к 2018 году реализовать ряд мероприятий, направленных на сокращение срока и стоимости регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей. 
   Название «дорожной карты» и ее содержание противоречат друг другу. Согласно первому она разработана в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вдобавок. По тексту указано, что «дорожная карта» призвана оптимизировать процедуры, связанные с государственной регистрацией обществ с ограниченной ответственностью, и реализация ее положительно отразится на процессе государственной регистрации иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Что по тексту «дорожной карты» нормотворец подразумевает, используя слова «юридическое лицо» - только общества с ограниченной ответственностью или и иные организационно правовые формы тоже – становится непонятным. 
   Разработчик указывает, что в целях «дорожной карты» под регистрацией понимается комплекс мероприятий, направленных, в числе прочего, на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и открытие банковского счета. Всегда ли нормотворец потом помнит, говоря о государственной регистрации, что и открытие счета в этот процесс включен? Учтено ли в намерении разработчиков сократить срок регистрации до 5 дней и ее стоимость до 4 000 рублей (т.е. только до размера пошлины) то, что сроки открытия счета в банках ничем не регламентированы и услуги эти не бесплатны?  
   Оторванность разработчика от реальности и некоторое незнание законодательства РФ демонстрируют и предложение исключить обязательность печати при прохождении процедур государственной регистрации (для создания организации и внесения информации о ней в Единый государственный реестр юридических лиц печать не требуется. Что хотят сделать: отменить печать при открытии расчетного счета?), и намерения установить взаимодействие с почтовыми организациями, и урегулировать институт представителя заявителя в процессе государственной регистрации (и то, и другое имеет место и в наши дни). 
   «Дорожной картой» предлагается отменить оплату не менее 50 % уставного капитала юридического лица до его государственной регистрации, установив срок для оплаты всего уставного капитала – в течение 2-х месяцев со дня его государственной регистрации. Однако, для акционерного общества не предусмотрена оплата уставного капитала до его государственной регистрации. Даже если учесть, что под «юридическими лицами» нормотворец понимает только общества с ограниченной ответственностью, данная нома не есть хорошо, поскольку предлагая «пряник» в виде отмены оплаты части уставного капитал до государственной регистрации общества, нормотворец тут же использует «кнут», сокращая срок, в течение которого уставный капитал должен быть оплачен полностью: сейчас он составляет один год, а предлагается сократить его до двух месяцев с момента государственной регистрации общества.
   Среди интересных предложений, изложенных в «дорожной карте», хотелось бы отметить следующие. 
1. Установление обязанности оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в срок, не превышающий 2 месяцев со дня государственной регистрации юридического лица. Норма двоякая. Хороша тем, что не будет необходимости оплачивать не менее 50% уставного капитала общества до его государственной регистрации и открывать накопительный счет для внесения на него денежных средств в счет такой оплаты. Минус в том, что сейчас часть уставного капитала, не оплаченную на момент государственной регистрации общества, можно оплатить в течение года с момента государственной регистрации общества, предлагаемой же нормой срок снижается до двух месяцев, что противоречит цели «дорожной карты» в части снижения стоимости регистрации. 
2. Введение типовых уставов и исключение обязанности представлять их для государственной регистрации юридических лиц. Текст такого устава должен быть утвержден уполномоченным органом исполнительной власти. 
3. Исключение необходимости свидетельствования в нотариальном порядке подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации в случае представления документов регистрирующий орган лично заявителем. Это действительно сократит и временные, и денежные расходы в процессе государственной регистрации юридического лица. 
4. Введение института «регистрационных агентов», уполномоченных принимать и представлять в регистрирующий орган документы для государственной регистрации юридического лица. Сложно оценить это нововведение, пока не появился документ, непосредственно регулирующий деятельность «регистрационных агентов». В целом представляется, что вкупе с введением типовых уставов существование «регистрационных агентов» может облегчить действия рейдеров. 
5. Отмена обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уведомлению налоговых органов об открытии расчетного счета. Это вполне обоснованное предложение с учетом того, что такая обязанность возложена на сами банки. 
6. Создание системы онлайн-регистрации.
   Также «дорожной картой» предусмотрены ряд мероприятий по повышению грамотности населения в вопросах государственной регистрации юридических лиц, по улучшению и ускорению взаимодействия регистрирующего органа с иными органами, осуществляющими постановку на учет юридических лиц (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы статистики).
   «Дорожная карта» это лишь концепция развития процесса регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Как она будет воплощена в реальность во многом зависит от органов и их должностных лиц, ответственных за разработку соответствующих нормативно-правовых актов.