Порядок определения стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликован проект Федерального закона «О внесении изменения в пункт 3 статьи 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», призванный официально установить порядок определения стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью.

В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено определение порядка расчета стоимости (оценки) чистых активов коммерческих организаций.

Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Минфину России и федеральному органу по рынку ценных бумаг поручено разработать порядок расчета стоимости чистых активов акционерных обществ.

В целях реализации указанной нормы приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 года № № 10н 03-6/пз утвержден Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что стоимость чистых активов общества определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами.

В настоящее время порядок определения стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью законодательно не установлен.

При этом суды в своих решениях (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 14314/05 по делу N А40-59947/04-134-165; Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 13257/05 по делу N А40-59943/04-131-149; Определение ВАС РФ от 23.06.2009 N ВАС-7595/09 по делу N А72-6289/06-19/164; Постановление ФАС Московского округа от 01.12.2005 N КГ-А40/10510-05; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2008 по делу N А66-1084/2008) приходят к выводу о том, стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью надлежит определять по правилам определения стоимости чистых активов акционерного общества.

Эту позицию также разделило Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 7 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/791.

Законопроект направлен на упрощение принятия порядка определения стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций), поскольку предусматривает определение стоимости чистых активов этих организаций по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и, соответственно, будет способствовать реализации действующего законодательства Российской Федерации в части:

-        проведения процедуры уменьшения уставного капитала (фонда) обществ с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и статьей 15 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

-        осуществления обществами с ограниченной ответственностью прав по договору поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям (подпункт 1 пункта 2 статьи 27.4 Федерального закона от 22 апреля    № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

В то же время следует отметить, что новая редакция пункта 3 статьи 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» не полностью устраняет пробел в нормативно-правовом регулировании.

Так, она предполагает установить, что стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций) определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом в пояснительной записке к законопроекту указано, что «Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменения в пункт 3 статьи 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» не потребует принятия, изменения, дополнения, приостановления или признания утратившими силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации».

В настоящее время, единственным актом, регулирующим вопросы порядка оценки стоимости чистых активов, является уже упомянутый Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 года № № 10н 03-6/пз.

Из названия указанного акта прямо следует, что им регулируются вопросы оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, а не обществ с ограниченной ответственностью. Поэтому, даже с учетом нормы, содержащейся в законопроекте, однозначного ответа о том, возможно ли обществам с ограниченной ответственностью использовать указанный Порядок оценки, дать нельзя.

Этот акт издавался не на основании полномочия, предоставленного Правительством Российской Федерации, а в силу указания Федерального закона «Об акционерных обществах».

Таким образом, логическим продолжением развития нормативно-правового регулирования рассматриваемого вопроса было бы предоставление Правительством Российской Федерации соответствующих полномочий Министерству финансов Российской Федерации, и утверждение Министерством финансов Российской Федерации Порядка оценки стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью.

Необходимость принятия соответствующего нормативного акта Правительства Российской Федерации противоречит утверждению, содержащемуся в пояснительной записке.

Остается рассчитывать на то, что этот спорный вопрос будет решен на стадии рассмотрения законопроекта палатами Федерального собрания Российской Федерации.