Увеличение перечня существенных фактов «О рынке ценных бумаг»...

Перечень существенных фактов, обязанность по раскрытию информации о которых возложена на эмитентов ценных бумаг Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» будет увеличен в несколько раз.

22 сентября 2010 года Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации приняла во втором чтении проект Федерального закона № 476931-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения перечня сообщений о существенных фактах)

Целью законопроекта является уточнение перечня сообщений о существенных фактах, раскрываемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг любым заинтересованным лицам независимо от целей получения такой информации.

В настоящее время указанный перечень сформулирован как закрытый и содержит 13 пунктов. Законопроектом предполагается расширить этот перечень более, чем в три раза. Согласно принятому законопроекту, он насчитывает 50 пунктов и формулируется, как открытый. Так, помимо установления перечня сообщений о существенных фактах законопроектом предусматривается возможность отнесения к ним также и сведений, которые, по мнению эмитента, могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки его эмиссионных ценных бумаг.

Важной новеллой законопроекта является расширение его терминологического аппарата терминами «Контролирующее лицо» и «Подконтрольное лицо» и включение в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» целый комплекс норм, основанных на этих понятиях.

Контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Подконтрольным лицо (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

При этом настоящие термины вводятся и используются только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с законопроектом.

Информация о контролирующих и подконтрольных лицах будет должна отражаться в проспекте ценных бумаг. В проспект ценных бумаг должна будет включаться сводная бухгалтерская отчетность группы организаций, являющихся по отношению друг к другу контролирующим и подконтрольным лицами либо обязанных составлять такую отчетность по иным основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, если хотя бы одной из указанных организаций является эмитент, за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год с приложением аудиторского заключения в отношении указанной отчетности.

Помимо указанных сведений, в новый перечень существенных фактов, в частности, войдут сведения:

1) о созыве общего собрания акционеров и принятии им решений;

2) о проведении заседания совета директоров и принятие им многих решений;

3) о предъявлении к эмитентам, их подконтрольным и контролирующим лицам судебных исков, размер требований по которым составляет 10 или более процентов балансовой стоимости активов;

3) о многих из возможных решений эмитента и Федеральной службы по финансовым рынкам, связанных с эмиссией эмитентом ценных бумаг;

4) об эмиссионной деятельности эмитента на иностранных финансовых рынках;

5) о предоставлении ежеквартальных отчетов эмитента; и многие другие сведения.

Законопроект также содержит ряд иных важных новелл, в частности, следующие.

Солидарная ответственность за недостоверность информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, отчете о дополнительном выпуске ценных бумаг, ежеквартальных отчетах распространяется законопроектом на всех лиц, голосовавших за утверждение соответствующего документа.

Наряду с понятием «раскрытие информации» вводится понятие «предоставление информации». Данные понятия различаются в зависимости от круга лиц, имеющих доступ к публикуемой тем или иным образом информации. Предоставление информации предполагается в случаях, когда публикуемая информация предназначена для определенного круга лиц, допустим, в случае, когда речь идет о ценных бумагах эмитента, предназначенных для квалифицированных инвесторах.

Законопроектом конкретизируются положения, связанные с предоставлением эмитентами ежеквартальных отчетов, в частности, устанавливается четкий порядок его утверждения и подписания.

Согласно идее законопроекта, указанной в пояснительной записке, принятие законопроекта приведет к повышению прозрачности российских эмитентов, и таким образом, к улучшению условий для инвестирования в эмиссионные ценные бумаги и другие финансовые инструменты на российском фондовом рынке. Принятие законопроекта также будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации и повышению доверия инвесторов к эмиссионным ценным бумагам и другим финансовым инструментам российских эмитентов.

Однако важно подчеркнуть, что своевременное получение, обработка и опубликование такого большого количества информации потребует от эмитентов огромных организационных затрат.