Правовое регулирование налоговых льгот для инвесторов в Санкт-Петербурге характеризуется крайне высокой динамичностью, т.е. вносятся постоянные изменения в условия предоставления налоговых льгот.
В настоящее время Налоговый кодекс РФ предоставляет субъектам РФ устанавливать налоговые льготы в пределах ставки по соответствующему налогу, подлежащей выплате в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Основу правового регулирования налоговых льгот для инвесторов в Санкт-Петербурге составляют следующие нормативные акты:
1) Закон Санкт-Петербурга № 185-36 от 30.07.1998 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга";
2) Закон Санкт-Петербурга № 24-7 от 25.02.1997 "О порядке и условиях предоставления и отмены налоговых льгот";
3) Закон Санкт-Петербурга № 81-11 от 28.06.1995 "О налоговых льготах";
4) Закон Санкт-Петербурга № 620-88 от 16.12.2004 "О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "о налоговых льготах";
5) Закон Санкт-Петербурга № 684-96 26.11.2003 "О налоге на имущество организаций";
6) Закон Санкт-Петербурга № 646-97 от 22.12.2004 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу некоторых законов Санкт-Петербурга".
Необходимо отметить, что большинство существующих на данный момент налоговых льгот для инвесторов являются вновь введенными, т.е. отсутствует правоприменительная практика и дополнительные разъяснения по применению принятых норм.
1. Пониженная ставка по налогу на прибыль для инвесторов.
Данная льгота предусмотрена Законом Санкт-Петербурга №620-88 от 16.12.2004 "О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "о налоговых льготах" (опубликован 20.12.2004 и вступил в силу с 01.01.2005).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, составляет 17,5% от налогооблагаемой базы.
Новая редакция статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее - "Закон") предусматривает два варианта пониженных ставок налога на прибыль для инвесторов в Санкт-Петербурге:
1) при сумме вложений от 150 млн. рублей до 300 млн. рублей - льгота составит 2% от налогооблагаемой базы (т.е. налоговая ставка, подлежащая выплате в бюджет Санкт-Петербурга, составит 15,5%);
2) при сумме вложений от 300 млн. рублей (включительно) и более - льгота составит 4% от налогооблагаемой базы (т.е. налоговая ставка, подлежащая выплате в бюджет Санкт-Петербурга, составит 13,5%).
Льгота предусмотрена только для юридических лиц, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций в бюджет Санкт-Петербурга.
В п.1 ст.11-4 Закона используется термин "вложения в основные средства", содержание которого отлично от понятия "инвестиции".
В соответствии с Законом "вложения в основные средства" возможны в следующей форме;
- приобретение не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств (договор купли-продажи, иные сходные гражданско-правовые договоры, за исключением договора лизинга);
- строительство (в том числе хозяйственным способом, т.е. своими силами);
- реконструкция и модернизация основных средств.
В соответствии с п.3 Закона "вложения в основные средства" должны носить "капитальный характер". При этом понятия "основные средства" и "вложения капитального характера" не раскрываются в Законе и подлежат пониманию в терминологии налогового законодательства и бухгалтерского учета.
Определены специальные правила расчета суммы "вложений":
А) в расчете участвуют только вложения, произведенные в течение одного календарного года (любого календарного года, начиная с 01.01.2005);
Б) вложения должны осуществляться для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли);
В) в расчете участвуют только основные средства, учитываемые на балансе налогоплательщика.
При этом стоимость основных средств уменьшается на остаточную стоимость основных средств, уже находившихся на балансе у лица, а также уже эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных(выбывших) за указанный период;
Г) основные средства должны быть введены в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурге (т.е. достроены и сданы в эксплуатацию);
Д) объект основных средств может участвовать в расчете лишь один раз.
Помимо этого Законом предусмотрены особые правила реализации права на данную льготу по налогу на прибыль:
1) право на применение льготы возникает с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, в котором сумма вложений в основные средства составит не менее 150 млн.рублей;
2) срок применения льготы - 3 налоговых периода (т.е. три года).
3) особые требования по постоянному росту общей суммы налогов и сборов, выплачиваемых в бюджет Санкт-Петербурга - если по результатам календарного(отчетного) года, когда инвестором была применена пониженная ставка налога, общая сумма налогов и сборов, подлежащая уплате в бюджет Санкт-Петербурга уменьшится, то право на применение пониженной ставки утрачивается с первого числа первого месяца календарного года, следующего за отчетным годом.
4) отчуждение объектов основных средств иным лицам либо передача их филиалам и иным обособленным подразделениям инвестора, расположенным за пределами Санкт-Петербурга до истечения трех лет с момента возникновения права на получения льготы, влечет возникновения обязанности у инвестора по выплате в бюджет Санкт-Петербурга в течение 3(трех) месяцев с момента отчуждения всей невыплаченной в результате применения льготы суммы налога на прибыль (данная норма не применяется, если такое отчуждение не повлекло уменьшения общей суммы вложений ниже пределов, дающих право на применение пониженной ставки).
В качестве общего вывода следует отметить, что применение пониженной ставки обусловлена достаточно жесткими условиями, возможность выполнения которых инвестором подлежит оценке, в частности:
1) Крупные инвестиции должны быть осуществлены в течение 1(одного) календарного года.
2) Объекты должны быть введены в эксплуатацию в пределах расчетного периода.
3) Объекты основных средств должны учитываться на балансе инвестора.
4) Применение пониженной ставки по налогу на прибыль не должно повлечь снижения общей суммы уплачиваемых инвестором налогов и сборов в бюджет Санкт-Петербурга.
2.Пониженная ставка налога на имущество организаций для инвесторов.
Законом Санкт-Петербурга №620-88 от 16.12.2004 "О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "о налоговых льготах" (опубликован 20.12.2004 и вступил в силу с 01.01.2005) предусматривается также льгота по налогу на имущество организаций для инвесторов (ст.11-6 Закона).
Размер льготы - 50% от ставки (т.е. пониженная налоговая ставка составит 1,1% от налогооблагаемой базы). Срок применения льготы - 3 налоговых периода, начиная с года, когда были выполнены условия для применения льготы.
При этом многие требования к инвестору совпадают с условиями получения льготы налога на прибыль. В связи с этим целесообразно обратить внимание лишь на отличия:
1) для применения льготы достаточно вложений на сумму более 150 млн.рублей в течение календарного года;
2) необходимо предоставление соответствующей отчетности и расчета по налогу на имущество организаций.